Троицкий собор


В городском парке расположен величественный кафедральный Троицкий собор. Он имеет древнюю историю. Первое упоминание о нем, как "соборном храме во имя Живоначальныя Троицы", относится к 1610 году. Под этой датой собор упоминается в Никоновской летописи в связи с похоронами в нем, а вернее рядом с храмом, Лжедмитрия П. Его могила, по преданию, была как раз напротив входа в здание бывшей семинарии. Этот деревянный старинный собор был сожжен отрядами запорожцев, обманом захвативших Калугу в 1618 году.
Через некоторое время деревянный собор вновь отстроили с помощью боярина Романова, во всяком случае, уже в описи 1626 года церковь описывается так: "древян, клетцки, и о дву шатрах, в приделе апостола Иванна Богослова, а в церкви строения все сполна: деисус с праздники и пророки, месной образ Живоначальныя Троицы обложен серебром, да в приделе Иванна Богослова деисус, да у Троицы свеча поставлена большая, да у Троицы ж шесть колоколов: четыре колокола троецкие, а два колокола поставил на время гость Смирной Судовщиков..."26
Однако к концу XVII века и этот деревянный храм обветшал, и его вид уже не соответствовал тому, как должен выглядеть главный храм города. Около 1687 года построили новый каменный собор в честь царя Федора Романова. Храм был великолепен, выстроенный из белого камня. По данным Д.И.Ма-линина, "высеченная на камне в стене церкви около западных дверей надпись гласила: "лета 7195(1686г.) ноября в 1 день на память святых чудотворцев безсеребренников Космы и Домиана
построена сия святая соборная и апостольская церковь по обещанию своему Степанова жена Тарасовича, бывшая мамка царя Федора Алексеевича, для вечного поминовения сего царя."27
Наверное, пора уже рассказать о сущности этого праздника. В основе названия храма неслучайно положен сюжет об одном из главных двунадесятых праздников православной церкви. Его основное содержание — христианское учение о триедином Боге, то есть о божестве, существующем в трех лицах, или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа святого. В новозаветной книге "Деяния апостолов" говорится о сошествии Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Пасхи, или воскрешения Христа. Этому событию в православии придается большое значение, так как толкуется оно как указание Христа нести весть о христианстве всем народам. Праздник Троицы возник в конце IV века после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице. Этот праздник совпал на Руси с древнеславянскими представлениями и праздником семик, который связан с почитанием духов растений. Отсюда идет обычай украшать в этот день дома зеленью, ветками березы. Православная церковь запрещает изображать на иконах Бога-Отца и Бога-Духа в облике человека. В облике человека изображается только Христос. Поэтому Троица изображается через образы
ангелов, выступающих символами божества. В этом аспекте наиболее показательна знаменитая "Троица" Андрея Рублева, которая считается символом единства Руси в период борьбы с монголо-татарами.
Дальнейшая история Троицкого собора в Калуге такова. Каменный храм, построенный в честь царя Федора, простоял 100 лет. В 1786 году принято решение и начато строительство собора, который стоит и поныне. Старый каменный храм разобрали и использовали в качестве строительного материала.
Автор проекта нового храма — губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин. По различным причинам собор строили очень долго, 33 года. Окончательно он был завершен в 1819 году. Бесстолпный храм был перекрыт куполом диаметром 24 аршина (17 метров). Это жемчужина русской классической архитектуры. Куполу храма нет аналогов в мире. Приближается к нему только купол Казанского собора в Петербурге, но его диаметр только 14,5 метра.
Как отмечает архитектор М.В.Фехнер: "... он (собор) выстроен в стиле русского классицизма, увенчан огромным полусферическим куполом, к стенам нижней крестообразной части примыкают полуколонны тосканского ордера, на южном и северном фасаде — перекрытый фронтоном портик. Переход, соединяющий колокольню с церковью, был задуман как открытая галерея, чем достигается интересный пространственный эффект. Позднее интер-колумнии галереи были заложены, и они превратились в паперть".
В композиции и деталях декоративного убранства собора сказывается влияние школы архитектора М.Ф.Казакова.28
Величественна колокольня собора. Выстроенная в строго классическом стиле, она устремляет свой величественный шпиль в небо. Необычность и монументальность собора отмечали все приезжавшие в Калугу.
Троицкий собор имеет два придела. С северной стороны в честь Тихвинской иконы Божьей Матери,
который устроен "усердием г.Чернова", а с южной стороны — придел в честь Калужской иконы Божьей Матери, "построенный в 1860 году усердием г-жи Кавериной".29
Троицкий собор был освящен Калужским архиепископом в 1815 году и посвящен победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
Вся постройка собора обошлась в 200 000 рублей, не считая икон, утвари, пожертвований.
В соборе у южного входа погребены калужские епископы, возглавлявшие Калужскую епархию в разное время. Это епископ Евлампий (Введенский), который управлял епархией в 1809—1813 гг., епископ Николай (Соколов) — 1834 — 1851 гг., и архиепископ Григорий (Миткевич) — 1851—1881 гг.30 О каждом из них можно написать отдельный очерк. Достаточно сказать, что, например, епископ Евлампий руководил Калужской епархией в одно из тяжелейших для нее времен нашествия Наполеона. Он вел переписку с Кутузовым, оказывал ему помощь и сыграл не последнюю роль в организации обороны от врага. Епископ Николай — коренной калужанин, очень уважаемый горожанами, духовник многих из них. Архиепископ Григорий больше всех управлял епархией — 29 лет. Это был человек-глыба, необычайно образованный. До своего назначения в Калугу он был ректором Казанской духовной академии. Григорий неоднократно отказывался от заманчивых предложений возглавить более престижные епархии. После своей смерти он оставил лишь 1000 рублей, которые завещал употребить на свое погребение, объявив родственникам, что "он для них ничего не стяжевал".31 Пришло время восстановить справедливость и возродить поруганные могилы великих калужан.
С собором связано множество легенд и преданий, в том числе и относительно его огромных неисследованных подвалов.