Праведный Лаврентий - покровитель Калуги


Из XV века история донесла до нас имя человека, который считается покровителем Калуги. Это — святой Лаврентий.
В XIV-XV веках во многих городах и селах России появились люди, которых народ называл юродивыми. Долгое время считалось, что эти люди "не от мира сего", больные, страдающие отклонениями в психике. Так ли это было на самом деле?
Современники часто писали об этом феномене. Вот выдержка из сочинения английского посла в Московии Флетчера: "Кроме монахов, у них есть особенные блаженные, которых они называют свя­тыми людьми. Их считают пророками и весьма свя­тыми мужами, почему и дозволяют говорить сво­бодно все, что хотят, без всякого ограничения... Если такой человек явно упрекает кого-либо в чем бы то ни было, то ему ничего не возражают, а только говорят, что заслужили это по грехам... Вот почему блаженных народ очень любит, ибо они... указывают на недостатки знатных, о которых никто другой говорить не смеет. Но иногда случается, что за та­кую дерзкую свободу, которую они позволяют себе,
прикидываясь юродивыми, от них часто тайно от­делываются..."6
Аналогично звучит и высказывание калужского краеведа В.Никитского, который в 1915 году писал: "Юродство Христа ради есть один из высочайших христианских подвигов... добровольно сделаться безумцем, принимая на себя вид человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда. Цель та­кого подвига — нравственное исправление людей. Юродивые под видом безумств обличали людей, де­лавших неправду.
Юродивые не имели привязанностей, не имели никакой собственности и были бездомны и бесприютны, показывая людям всю тщету привязан­ностей к благам земным. Одеждой им было рубище, а жильем — городские площади и улицы... но самое трудное — это добровольно принимать вид безумца...
Во время бедствий юродивые были защитника­ми народа. Они, не взирая на лица, обличали неправду. На Руси подвиг юродства был подвигом не столько личным, сколько общественным. Простой народ питал к ним доверие."6
В Калуге в конце XV — начале XVI веков во времена княжения единственного калужского удель­ного князя Симеона Ивановича "подвизался подви­гом юродства праведный Лаврентий". Кем же был этот человек и почему именно он стал впоследствии считаться покровителем города?
О происхождении Лаврентия известно немного. "Отца же его и матери никто же сведем, древних ради лет бывших". Однако известный знаток калужской старины Леонид Кавелин отмечал интересный факт. В помяннике Перемышльского Лютикова монастыря, основанного боярами Хитрово, первым в роде Григория Семеновича Хитрово записано имя праведного Лаврентия7. На основании этого в "Историческом словаре о святых, православных в Российской церкви" высказано заключение о принадлежности Лаврентия к роду бояр Хитрово.
Однако, по мнению уже упоминавшегося В.Никит­ского, запись в помяннике не может говорить в пользу такого заключения и может быть объяснена обычаем вносить в нее имена особенно почитаемых лиц.
В начале XVI века в двух верстах от Калуги в районе нынешнего Подзавалья, на горе, покрытой лесом, одиноко стояла церковь во имя Рождества Христова. Место это и теперь живописно. С холма открывается вид на городской бор, заокские дали. Вблизи церкви находилась хижина Лаврентия. По преданию, по ночам он приходил на паперть храма и молился, а днем ходил слушать богослужение по потайному подземному ходу.
Возможно, имя Лаврентия кануло бы в историю, подобно именам многих наших земляков, не слу­чись в 1512 году событие, прославившее доблесть калужан и назвавшее Лаврентия покровителем Ка­луги.
"Калужская летопись от отдаленных времен до 1841 года" так повествует об этом событии: "В 1512 году напали на город (Калугу) агаряны. Против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно говорит громким голосом: "Дайте мне топор вострый, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов", и схватив (топор) ушел. Тогда как князь Си­меон в то время с насада (судна) на Оке, и агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий и укреплял его и все войско словами: "Не бойтесь". В тот же час князь победил агарян и прогнал их. А праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: "Оборонил князя Симеона от псов". Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на город Калугу."8
Так была спасена не только Калуга, но и все Мос­ковское княжество от гибельного нашествия сыновей Крымского хана Менгли-Гирея. Сейчас, спустя столетия, нам уже не определить, как появился Лаврентий на поле боя, но исторический факт, зафиксированный летописью, позволяет оценить полководческий талант калужского князя и подвиг Лаврентия.
Через три года после этого события Лаврентий умер. История донесла до нас дату его смерти — 10 августа 1515 года. Он был погребен в деревянной церкви Рождества Христова. По поручению князя Симеона был основан монастырь, Однако, по мнению уже упоминавшегося В.Никитского, запись в помяннике не может говорить в пользу такого заключения и может быть объяснена обычаем вносить в нее имена особенно почитаемых лиц.
В начале XVI века в двух верстах от Калуги в районе нынешнего Подзавалья, на горе, покрытой лесом, одиноко стояла церковь во имя Рождества Христова. Место это и теперь живописно. С холма открывается вид на городской бор, заокские дали. Вблизи церкви находилась хижина Лаврентия. По преданию, по ночам он приходил на паперть храма и молился, а днем ходил слушать богослужение по потайному подземному ходу.
Возможно, имя Лаврентия кануло бы в историю, подобно именам многих наших земляков, не слу­чись в 1512 году событие, прославившее доблесть калужан и назвавшее Лаврентия покровителем Калуги.
"Калужская летопись от отдаленных времен до 1841 года" так повествует об этом событии: "В 1512 году напали на город (Калугу) агаряны. Против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно говорит громким голосом: "Дайте мне топор вострый, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов", и схватив (топор) ушел. Тогда как князь Си­меон в то время с насада (судна) на Оке, и агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий и укреплял его и все войско словами: "Не бойтесь". В тот же час князь победил агарян и прогнал их. А праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: "Оборонил князя Симеона от псов". Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на город Калугу."8
Так была спасена не только Калуга, но и все Мос­ковское княжество от гибельного нашествия сыно­вей Крымского хана Менгли-Гирея. Сейчас, спустя столетия, нам уже не определить, как появился Лаврентий на поле боя, но исторический факт, зафиксированный летописью, позволяет оценить полководческий талант калужского князя и подвиг Лаврентия.
Через три года после этого события Лаврентий умер. История донесла до нас дату его смерти — 10 августа 1515 года. Он был погребен в деревянной церкви Рождества Христова. По поручению князя Симеона был основан монастырь, названный Лаврентьевским. До сих пор в Подзавалье есть Лаврентиев переулок, а само название слободы — Подзавалье — произошло от того, что она возникла в районе завалов у монастырских стен, сооруженных в конце XVI — начале XVII веков.
Почитание калужанами Лаврентия как пок­ровителя города началось после его кончины, а ме­стное празднование было официально установле­но русской православной церковью во второй поло­вине XVI века. На иконах Лаврентий изображался босым, в рубахе и в овчинном полушубке. По преданию, он постоянно ходил в этой одежде. Ико­ны с изображением Лаврентия хранились во мно­гих калужских церквах и домах и были одними из самых почитаемых.
Дальнейшая история Калуги тесно связана с Лаврентьевским монастырем. Здесь трижды оста­навливался царь Иван Грозный. Монастырь открыл ворота Лжедмитрию П. Но это уже другая страница истории нашего города.
Лжедмитрий II — царик Калужский
Начало XVII века в истории России принято называть "Смутным временем", которое понимается как полоса экономического упадка, внутренних раздоров и внешнеполитических неудач, в которую вступает страна в этот период. По меткому замеча­нию известного историка Р.Г.Скрынникова, "бед­ствия Смутного времени потрясли ум и души русских людей. Современники винили во всем проклятыхастырь, названный Лаврентьевским. До сих пор в Подзавалье есть Лаврентиев переулок, а само название слободы — Подзавалье — произошло от того, что она возникла в районе завалов у монастырских стен, сооруженных в конце XVI — начале XVII веков.
Почитание калужанами Лаврентия как покровителя города началось после его кончины, а ме­стное празднование было официально установле­но русской православной церковью во второй поло­вине XVI века. На иконах Лаврентий изображался босым, в рубахе и в овчинном полушубке. По преданию, он постоянно ходил в этой одежде. Иконы с изображением Лаврентия хранились во мно­гих калужских церквах и домах и были одними из самых почитаемых.
Дальнейшая история Калуги тесно связана с Лаврентьевским монастырем. Здесь трижды оста­навливался царь Иван Грозный. Монастырь открыл ворота Лжедмитрию П. Но это уже другая страница истории нашего города.