Церковь Георгия "за лавками"

ЦерковьГеоргия "за лавками", расположена на ул. Воскресенской. Храм также очень древний. Уже в писцовой книге Бегичева и Пчели-на 1617 года "на Егорьевской земле за лавками" упоминается егорьевская сотня. В описи 1626 года церковь значится "в старом остроге об одном верху".23 Ныне существующая каменная церковь, вернее то, что от нее осталось, была перестроена в 1700 году и перестроена после пожара в 1755. В Калуге было четыре церкви, посвященные этому святому.
Популярность святого Георгия среди народа оченьвелика. С XIV века изображение Георгия на коне становится символом Москвы, а затем и гербом русского государства. Вот легенда о нем.
Однажды к римскому императору Диоклетиану явился юный военный трибун Георгий из Каппадо-кии и заявил, что он — христианин. Диоклетиан потребовал его отречения, но юноша был непреклонен. Император велел колоть его копьями, но копья гнулись о тело святого. Ему поднесли чашу с отравой, но и отрава его не взяла. Диолектиан в ярости велит разорвать тело Георгия на куски, раздробить кости и бросить в колодец. Все было исполнено, но на следующий день святой оказывается цел и невредим. Его заливают расплавленным свинцом, сажают в раскаленного медного быка, пилят на части, варят в котле, но и здесь Господь воскрешает его. И только после третьего воскрешения Георгий погибает. Однако не это мученичество создало славу Георгию. Народ приписал Георгию свою легенду, что выделило его из ряда христианских
мучеников, сделав его одним из почитаемых святым. Скучный святой древнего жития превращен в могучего богатыря, который одерживает победу над страшным драконом, повадившимся поедать девушек в одном из городов. Подвиг Георгия "со змеем" запечатлен на множестве икон.
Русская православная церковь дважды отмечает праздник святого Георгия: 9 декабря и 6 мая. Эти дни и были храмовыми праздниками данной церкви. 9 декабря — день Георгия Победоносца, Егорий осенний или холодный, который раньше назывался на Руси Юрьевым днем. В этот день ходили слушать воду в колодцах, если тихо, зима будет теплой, если послышатся звуки, ожидай сильных вьюг и морозов. 6 мая — Егорий весенний, или голодный. В этот день иконой с изображением святого Георгия обносили стадо, так как Егорий считался еще и покровителем скота, повелителем волков.
Интересные сведения о церкви Георгия "за лавками" содержатся в упомянутой описи калужских церквей 1626 года. Согласно содержащимся в ней данным, церковь была очень богата, владела не менее чем 1602 квадратными саженями земли. В ней служили "поп Прокофий Иванов сын, дьячок Петров", при церкви имелись "два двора, служили пономарь да проскурница Марья Власьева дочь".24
Ныне существующий храм несет на себе следы архитектуры XVII века. Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Сохраняется древнее основание — четверик основного храма. У церкви есть два придела. Один — во имя Петра и Павла, построенный в XVIII веке, другой — во имя Корсунской иконы Божьей Матери, построенный в 1806 году.
Вновь обратимся к дореволюционному описанию храма историком Д.Малининым: "Храм в виде куба с трехапсидным алтарем. Кровля четырехскатная, увенчана 5 главами, которые сгруппированы "купой" в центре крыши, а не поставлены по краям, как это было в XVIII веке. Форма глав древняя,50совершенно разнообразная, ранее они были покрыты чешуей."25
Колокольня церкви Георгия "за лавками" была четырехъярусная. Ныне она не сохранилась.
К церкви была пристроена часовня, в которой хранились очень древние иконы.