Богоявленская церковь


Церковь с таким названием является одной из самых старых в Калуге. Во всяком случае она существовала уже в начале XVII века, так как в описи Бегичева и Пчелина 1717 года упоминается Богоявленская сотня. В конце XVII века, в 1685 году, церковь описана как Богоявленская, с приделом во имя великомученицы Варвары, деревянная с семью колоколами".12 Каменная церковь на нынешней улице Кутузова построена в 1735 году с приделом во имя Афанасия Александрийского и Богоматери "Всех скорбящих Радость".13
Откуда же такое название церкви? Богоявление —второе название христианского праздника "Крещение Господне", одного из главных праздников православной церкви, отмечаемого 6 (19) января. В основе праздника — описанное в Евангелии крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Другое название Богоявления происходит от того, что опять же, согласно Евангелию, во время крещения Иисуса на него сошел Святой Дух в виде голубя. Церковь называет этот праздник "праздником световым", "праздником просвещения", ибо именно после своего крещения Иисус начал "просвещать". Поэтому и крещение человека, знаменующее его принятие в лоно христианства, рассматривается как важнейший жизненный акт, определяющий для человека обретение истины. В этом заключен смысл праздника.
Храм имеет форму куба, с боков которого расположена выпуклая полукруглая середина (закомара). Над кубом расположен светлый большой восьмигранник с круглым куполом. На куполе, в свою очередь, размещен высокий многогранный трибун. Увенчан храм сохранившимся до сегодняшнего дня крестом с маленькой коронкой наверху. На алтаре снаружи можно увидеть нишу, к которой ведут порожки. Раньше в этой нише располагались изображения святых.
Храм, выстроенный в стиле классицизма, по словам архитектора В.М.Фехнер, отличается "торжественной монументальностью". Особенно это относится к колокольне, которую выстроили в 1832 году. Колокольня трехъярусная, четырехгранная, стройная и величественная.
Летом 1991 года при ремонте церкви выяснилось, что степень износа храма равнялась 80%, роспись стен сохранилась лишь фрагментарно, местами. В очень плохом состоянии была колокольня. В годы пролеткульта были специально разрублены так называемые "тяжи" внутри здания (металлические конструкции, стягивающие здание). Сделано это было специально, чтобы храм дал трещины и развалился. Это еще один пример отношения к истории.
Невольно замирает дух при одном только перечне икон, которые хранились в храме до начала борьбы с "религиозными предрассудками". Большинство из них — это старые иконы XVII или даже XVI веков, перенесенные сюда из старой деревянной церкви. Среди них особо почиталась икона святой великомученицы Варвары, иконы Богоматери "Владимирская" и "Успение", храмовая икона Богоявления и особо почитаемая прихожанами, особо чтимая икона Николы Чудотворца.
Со времен пролеткульта прошли десятки лет, страна наша пережила и переживает великие страсти и потрясения, но эхо пролеткульта все еще откликается в наших душах. И современники стыдливо закрывают глаза и не замечают, что великие творения рук человеческих, безвестных наших предков-калужан уходили и уходят в небытие. Прошлое, сплетенное из многих нитей намерений, дел народа, как бесконечная нить, никогда не разрывалось. Не было и не может быть так, чтобы предки наши все разом бросали, все рвали, как это делается сейчас, и начинали новое. Сегодняшнее сплетено из вчерашнего, а завтра — сплетается из сегодняшнего. Надо всегда помнить об этом.