Церковь "Покрова что на рву"

По обе стороны Березуевского оврага, недалеко друг от друга, стоят две церкви, связанные с именем Богоматери. Это церковь Покрова "что на рву" и Успенская церковь. Церковь Покрова "что на рву" расположена на левой стороне оврага, возвышаясь белым кораблем. В описи города 1626 года она названа "церковью Всемилостивого Спаса да Покрова святой Богородицы". В описи 1685 года церковь именуется "Покрова Пресвятыя Богородицы с приделом происхождения Честных Древ", стояла немного севернее ныне существующей церкви.37
Храмовый праздник данной церкви — 14(1) октября, день Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник относится к разряду великих. В его основе легенда о явлении в 910 году Богородицы во Влахериском храме в Константинополе. Богоматерь простерла над верующими белое покрывало (омофор)
и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этот праздник в силу того, что Богородица является покровительницей Руси, особо любим народом. В почитании этого образа отразилась вера народа в заступничество, надежда на покровительство. Покров Богородицы как бы хранит Россию от бед.
С именем Богоматери связаны многочисленные легенды. Наиболее впечатляющая из них — хождение Богородицы по мукам. Согласно легенде, Мария попросила архангела Михаила показать ей ад. Видя мучение грешников в аду, она просит Христа простить им их грехи и прекратить мучения. Христос поставил ее перед дилеммой: что желает она, видеть его второй раз распятым на кресте или видеть страдания этих людей? В этом вопросе — отражение реальной жизненной трагедии. Какая мать захочет еще раз видеть мучения умирающего сына? Но для нее не возможно видеть и страдания людей. И она просит Христа простить.
Существующая церковь Покрова построена в 1687 году. Как отмечает М.В.Фехнер: "Пышно обработанная кирпичным "узорочьем", Покровская церковь со сложным карнизом, поддерживающим ряд декоративных кокошников с килевидным завершением. Колонки — дудочки на углах здания, оконные наличники с пышными фронтончиками и колонками с перехватами — очень характерны для русского зодчества второй половины XVII века. Типичны для того времени и крыльца на столбах-кубышках, на которые опираются двойные арочки с висячей гирькой между ними. Боковые главы своей формой и расположением на углах четверика свидетельствуют о том, что после одного из пожаров в XVIII веке они не были восстановлены на прежних местах и подвергались переделке. По-видимому, к этому времени относится и сооружение трапезной, и перестройка колокольни. Она сохранила от более раннего строительного периода только нижнюю четырехгранную часть, в которой видны следы позднее заложенной арки входа в храм из-под колокольни."38
Судьба Покровской церкви в дальнейшем такова. С 1935 года она переоборудована в инкубаторную станцию, а с 1989 года она передана хоровому обществу для организации концертного зала.Самый правильный выход — вернуть сегодня это здание церкви.
Рядом с Покровской церковью, ближе к Каменному мосту, на месте сквера им.А.С.Пушкина в XIX веке стояла часовня. По преданию, на этом месте был большой курган, в котором погребены погибшие в период Смутного времени жители Калуги.
Возвращаясь к самой церкви Покрова, необходимо отметить, что это был один из самых больших приходов Калуги. В конце XIX века он насчитывал 148 мужских душ. По данным Д.И.Малинина, в церкви хранились две древние иконы: придельная —
Происхождение Честных Древ Креста и икона Богородицы "Петровская", принадлежавшая до 1814 года калужскому гражданину В.П.Сапожникову. По данным писцовой книги В.Г.Плещеева, в церкви была древняя икона "на прозелени" Николая Чудотворца.39